Дневник Снарри-сайта Правила форума

Дорогие участники форума! Укажите, пожалуйста, в профиле полную дату рождения!
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.05 21:47. Заголовок: Рецензия на фики Tasha911


Бета: Ira66

Собственно, это попытка разбора текстов с помощью инструментов тесктологического анализа. Если кому-то покажется слишком "препарированием" - не удивлюсь.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.05 21:48. Заголовок: Re:


Законы непредсказуемого

Разумеется, каждый фик, как, собственно, любое порождение разума и пера, рождает особые впечатления и ощущения, из которых и складывается наше мнение. И, читая фики одного автора, ухватываешь в этом мелькающем калейдоскопе собственных ассоциаций и аллюзий нечто постоянное, рефреном проходящее в каждой новой работе. Вот об этом и хотелось бы поговорить. О стиле, о подчерке, об изюминке, в конце концов.

Почему-то по отношению к Ташиным фикам постоянно напрашиваются танцевальные ассоциации. Хоровод героев, смена танцевального рисунка, смена партнера и новый ритм. Первый фик, с которого началось мое знакомство с Ташей – это «Остров отверженных». Типичный менуэт, в котором герои исполняют сложные па и встречаются друг с другом, проходя множество немыслимых перестановок и комбинаций. Первая часть – искренняя драма, вторая часть – экшн с элементами мелодрамы, и третья часть – боевик с примесью шекспировского трагизма, причем и то, и другое соблюдено в верной пропорции.

Когда читатель раз за разом проходит круг с вопросом «кто» или «как», неизбежно наступает момент, когда осознаешь, что бесконечные любовные и сюжетные повороты в результате ведут к остановке, установлению баланса.

Даже если бы в Ташиных фиках не было бы иных достоинств, ее работы выделялись бы одним только мастерством поворота, перипетии. Так что есть перипетия, и какова структура этого приема?

Каждый из героев любого фика имеет перед собой некую цель, желание. И эти мечты и желания, вполне общие и понятные, не позволяют вывести их за пределы круга близких нам человеческих чувств и страстей. Арсенал поведенческих реакций, используемый автором для разрешения и создания весьма щекотливых ситуаций, в которых они постоянно оказываются, также вполне привычен. Другое дело, что ситуаций этих для нескольких героев и сравнительно небольшого времени повествования необычайно много.


Много ли? Давайте забудем, что перед нами не наши знакомые и родственники, а персонажи книги, погруженные в фантазийную реальность. Сама по себе литература предполагает искажение жизненных законов, что уж говорить о вымысле в квадрате, «усугубляющем» одну фантазию другой?

Время и действие Ташиных фиков стремительно и рвано, внешнее спокойствие любовных сцен в мгновение ока сменяется погонями, ссорами, неожиданными обстоятельствами и скелетами в шкафах. Критерии «своевременно» и «последовательно» работают в жизни, а в литературе своя логика, свои законы, в том числе и законы жанра.

Ясно, что если бы вместо Снейпа в «Острове» был бы другой персонаж, то и гибель Радомилы не была бы оправданной, да собственно, не была бы даже понятной. Однако аудитория породила образ – и герой этому образу соответствует. Потому поведение Снейпа, героя почти всех Ташиных фиков, продиктовано сюжетной целесообразностью. Собственно, это одно из правил литературы, которое мы учитываем. Хотя, как читатели, можем и не знать о его существовании.

Совпадение или несовпадение поведения персонажа с вовлеченной в сопереживание читательской реакцией «я бы на его/ее месте» может определять жанровую природу фанфика. Есть произведения, где сюжет позволяет читателю постоянно восхищаться реакциями героя и таким образом утверждать - «вот и я бы так поступил». Фики Таши явно не из их числа. Есть не менее дидактичные, хотя с точки зрения сюжета построенные по противоположному принципу — «я на его/ее месте поступил бы иначе». К такой категории я отнесла бы «А кто сказал, что будет просто?», когда логика поведения персонажа оставляет нам возможность праведно негодовать и думать, что, мол «вот я никогда…». Но линия сюжета, как сама жизнь, непредсказуема, и заставляет оценить и принять многоплановость повествования и полифонию характеров, при этом почти всего оставляя место открытому финалу, некоему «а что было бы, если бы…»



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.05 21:49. Заголовок: Re:


Как автор добивается этого результата? По идее, фабула незамысловата. Некий Х в состоянии потерянности (Гермиона в «Острове», Гарри в «А кто сказал…?» и «Маятнике»). Тут на сцене появляется всем известный Он. Он - герой во всех отношениях достойный, но его реакция не однозначна; X пытается интерпретировать то, что ему кажется равнодушием (холодностью), враждебностью, и ошибается, в результате они разлучены (эмоционально разделены). Х страдает, но обстоятельства, порой случайные, решают положительно главный вопрос: «Любит или не любит?», что успешно подтверждается Их сближением; Х находит Его, Он находит себя.

Подобная схема – классическая схема romance – предполагает преодоление некоей трудности (трудностей) для достижения счастливого финала.

Вроде бы все ясно, и наперед известно. Так в чем же know-how автора? Как мне кажется, в том, что повествование строится на отождествлении себя с главным героем, тем самым Х. Автор не дает нам множественных коннотаций мироощущения, и мы следуем логике повествователя, того, чьими глазами видится мир конкретного фика. Потому мы предопределены соглашаться с той интерпретацией поступков и слов героя, которая по закону жанра обязательно приводит к препятствию.

Это же препятствие очень скоро порождает и конфликт между читателем и героем Х. Механизм, вызывающий этот конфликт, очень прост: согласиться с Х - значит лишить героя счастливой развязки, а себя удовольствия от чтения, так как выбранная Х линия поведения не предполагает скорого счастья.

Вот тут-то и наступает тот самый поворот, о котором говорилось выше – несовпадение персонажа с читательской реакцией. И именно это несовпадение и цепляет. Оба героя – и Х, и Он выпадают из предначертанной им нами мысленно судьбы и начинают собственное существование без оглядки на читательское мнение. Тут-то, кстати, кроется причина еще одного, очень успешного Ташиного приема. Выводя героев за рамки ожидаемой нами роулинговской повседневности, Таша не боится вписывать их в мир иных отношений, наполненный самыми разнообразными людьми – мерзавцами, благородными подлецами и подлыми святошами. Мир героев не ограничивается стенами Хогвартса, автор отправляет их куда вздумается, и всюду они «ко двору» и к месту.

Собственно, Таша (вольно или невольно) угадывает основную тенденцию современного художественного сознания – тягу к игре. Чем более «опытен» читатель, тем больше у него аллюзий и вариантов развития сюжета. Автор, смеясь, подбрасывает в текст шуточки и зацепки, которые на полном серьезе воспринимаются как подсказка. Однако Драко и Гермиона в одной постели вовсе не признак того, что в конце фика мы скажем им «совет да любовь», а Гарри в золотых шортиках не означает, что нас ожидает вольный пересказ Кама-Сутры.

Скорее наоборот – чем сильнее убеждает нас автор в чем-то, тем более начеку надо быть читателю. Пошлый фарс сменяется драмой, а каноническая любовь не предсказанной никем ненавистью.

«Искусство не боится случайностей», - это слова Айрис Мердок, английской писательницы, тонкие, изысканно интеллектуальные произведения которой хранят за внешней простотой канвы неожиданную глубину проработки характеров всех персонажей и запоминающуюся сюжетную линию.

Если бы Таша не была бы уже Ташей – этот псевдоним бы ей подошел.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.05 00:53. Заголовок: Re:


Хельга

Ух... классная рецензия:) Ты мне ее для сайта пришлешь?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.05 12:08. Заголовок: Re:


Яэль

Спасибо солнышко, конечно!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.05 17:31. Заголовок: Re:


Хельга

Я благодарила стоит и тут мне безумно приятно… За такое видение и понимание… За само внимание к моему творчеству в том виде в котором оно существует. Спасибо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет